UX-редактура — это редактирование или написание текстов для интерфейсов сайтов и мобильных приложений. Человека, который пишет интерфейсные тексты, называют UX-редактор, UX-писатель, UX-копирайтер, продуктовый редактор или просто редактор. Он не только смотрит буквы, но и отвечает за логику пользовательского пути, проверяет куда юзер попадает при нажатии на кнопку и что его ждет на каждом шаге.
Что такое UX
User Experience переводится как пользовательский опыт. Это то, как человек взаимодействует с продуктом — сайтом или приложением, кофеваркой или телефоном. Какие кнопки он нажимает, насколько быстро достигает нужной цели или наоборот «спотыкается» в пути.
Мы встречаем UX повсюду — когда снимаем деньги в банкомате или покупаем бытовую технику в гипермаркете или интернет-магазине.
Давайте посмотрим, как выглядит UX на примере из жизни:
Никита купил известный робот-пылесос из Китая, принес его домой, распаковал и уже предвкушает, как квартира засияет от чистоты. Но оказалось, что сначала его нужно добавить в приложение и синхронизировать с телефоном. Кажется, все просто, но нет — нужно включить VPN, выбрать любую страну, кроме России, нажать кнопки в определенной последовательности — в общем, без инструкции не обойтись. Пользовательский опыт в этом случае будет не самым приятным. Скорее всего, Никита будет нервничать, злиться и одной рукой набирать объявление о продаже несостоявшегося помощника на Авито.
А могло быть так:
Никита купил робот-пылесос, изготовленный для российского рынка. Скачал приложение в AppStore, подключил гаджет к телефону за несколько секунд — и вот пылесос уже осваивает новую территорию. Даже инструкция не понадобилась! Никита счастлив, робот при деле. Пользовательский опыт — положительный.
Что это все значит: люди выбирают то, что им удобнее, лучше и приятнее. Продукт должен вызывать положительные эмоции. Сайтом, приложением и техникой должно быть приятно и легко пользоваться.
Кто влияет на пользовательский опыт
Все специалисты UX-сферы (дизайнеры, исследователи, редакторы) работают над тем, чтобы продукт был приятным и простым для пользователя. Дизайнер рисует красивые иконки, исследователь проверяет гипотезы и решения, а редактор пишет текст, который помогает пройти весь путь легко и непринужденно.
Давайте посмотрим, как плохой текст для интерфейса усложняет пользовательский опыт. Допустим, Лена случайно нажала кнопку удалить в процессе редактирования документа. Выскакивает такое окошко — она не понимает, куда жать и что делать. Это пример плохого UX-текста, так делать не надо.
Ниже еще один пример, в котором нет заботы о клиенте. Даже если на счете достаточно денег, интерфейс все равно хочет получить свои 0 рублей. Выглядит не очень.
Гораздо дружелюбнее и уместнее смотрелся бы такой текст: «Пользуйтесь интернетом и ТВ до конца месяца» или более позитивный вариант: «Денег на счете достаточно — интернет и ТВ работают как надо».
Какие задачи у UX-текстов
Тексты для сайтов и мобильных приложений — это не тексты ради текстов. Они выполняют свои задачи:
-
подсказывают, что делать и куда нажимать;
-
сообщают информацию о продукте или бренде;
-
обозначают навигацию в приложении или на сайте;
-
рассказывают о функциях и фичах продукта или приложения.
В отличие от маркетинговых коммуникаций, UX-тексты не продают продукты, а делают все, чтобы пользователи захотели сами ими воспользоваться.
Где встречаются UX-тексты
Как я уже писала, UX-тексты встречаются везде. Даже объявление в подъезде об отключении воды — это тоже оно. Но давайте рассмотрим более сложные варианты — мобильное приложение, сайт и банкоматы.
В приложении и на сайте
Например, вы стали клиентом одного банка — вам нужно войти в приложение или личный кабинет на десктопной версии. Тогда вы сможете следить за балансом, выбирать категории повышенного кэшбэка и переводить деньги себе и близким. Все это будет вашим опытом.
Будет этот опыт положительным или отрицательным — зависит от команды дизайнеров, редакторов и исследователей. Можно убрать переводы с главного экрана и спрятать выбор категорий кэшбэка, а можно вынести их на видное место, чтобы было сразу понятно, куда нажимать. Можно полностью исключить онбординг, оставив пользователя наедине с приложением, а можно последовательно рассказать обо всех фичах и возможностях.
В банкоматах и информационных терминалах
Возьмем тот же пример с банком. Вам нужно снять 10 000 рублей в банкомате, вы вставляете карту и видите фразу «Введите пин-код». Далее перед глазами навигация с разными опциями — все это тексты для интерфейса. Они могут либо помочь, либо запутать.
Если удалось снять деньги без проблем, значит, UX — хороший. Редактор и дизайнер справились на 100%. Если что-то стало непонятно, в интерфейсе есть проблема. И не нужно считать, что причина в пользователе — интерфейс должен быть доступным для каждого человека.
Тезисно о UX-редактуре
-
UX-редактура — это написание и редактирование интерфейсных текстов. Они встречаются в приложениях, на сайтах, этикетках, банкоматах и терминалах. В общем, практически везде.
-
Интерфейсные тексты пишут UX-редакторы, они же продуктовые редакторы, UX-писатели и копирайтеры — названий много, но суть одна.
-
UX-редакторы не только пишут тексты, но и глобально влияют на пользовательский путь. Добавляют нужные экраны, упрощают сложные термины, следят, чтобы не было темных паттернов, меняют местами элементы интерфейса, соблюдают консистентность и тональность бренда. И еще много всего.
-
Интерфейсные тексты — это максимально простые и понятные тексты. Они не должны быть яркими, цепляющимися или «вкусными». Их главная задача — помогать. Чтобы пользователи хотели воспользоваться продуктом сами, как говорится, по любви.
-
Продуктовый редактор работает в тесной связке с дизайнером, аналитиком, исследователем и владельцем продукта. Иногда даже с юристами. Он неотъемлемая часть команды.